Ушел из жизни ушел Виктор Пушкаш. Старшему поколению он запомнился беззаветным служением Молдове и правосудию, был председателем Верховного суда, Высшего совета магистратуры и Конституционного суда РМ. Соавтор Основного закона, депутат парламента-90, он активно противостоял созданию неконституционных органов. Эту тему Пушкаш развивал в своих исследованиях и научных статьях. Всего из-под его пера вышло 11 монографий, около 200 статей, он дал сотни интервью.
Виктор Пушкаш неизменно как посланник конституционного права пропагандировал идею о том, что есть закрепленные в Конституции РМ органы власти: парламент – законодательная власть, Конституционный суд, Высшая судебная палата, апелляционные палаты и суды – судебная, и исполнительная власть – это президент, правительство, центральное отраслевое публичное управление, публичное управление в административно-территориальных единицах, сельские и городские власти, Счетная палата, национальный банк.
Но нынешняя власть к профессионалам не прислушивалась – и особо отметилась созданием негосударственных органов в рамках реформы юстиции.
Первым шагом, которым власть попыталась укротить конституцию, было объявленное 7 июня 2021 года указом президента Майи Санду решение о создании независимого консультативного комитета по борьбе с коррупцией. Глава государства призвала нас порадоваться тому, что финансирование этой структуры будет идти из-за рубежа. Ее не смутили многочисленные негативные отзывы, в том числе статья в газете «Молдавские ведомости» под заголовком «В Молдове создан негосударственный комитет, стоящий над государственной властью», в которой Виктор Пушкаш рассказал о возникших рисках.
Юрист обратил внимание на то, что комитет с функцией оценки деятельности госорганов не находится в составе тех форм, которые определены Конституцией. Комитет брал на себя задачи оценки и контроля, выработки рекомендаций для госорганов, не будучи госорганом. В то же время он получил право доступа ко всем материалам и к личным делам сотрудников, что незаконно.
Опирая на статьи конституции, экс-председатель Конституционного суда РМ подчеркивал, что «конституция не дает президенту полномочия учреждать какие-либо институты, которые осуществляют или берут на себя полномочия и функции государственной власти».
Борьба не прошла незамеченной. Новый указ свидетельствовал, что у комитета поменялись название, юридический статус и функции. Но представить общественности публичные объяснения оказалось ниже достоинства гаранта свобод и суверенитета. Виктор Пушкаш отметил: «За мой многолетний опыт работы председателем ВС, ВСМ и КС сурово наказывали судей, которые объявляли об одном решении, а подписывали другое: они освобождались от работы и привлекались к ответственности.
«Таким комитет хотела видеть сама президент Майя Санду вопреки нормам Конституции, — писал Пушкаш. — Это был ее политический интерес, за которым стояло желание сменить политическую элиту. Но если мы строим в Молдове правовое государство, то торжества одной ветви власти над другой явно недостаточно, а неконституционное доминирование одной ветви власти над другими – узурпация государственной власти».
В 2022-2023 годах создавались новые органы вне исполнительной власти или независимые от ветвей государственной власти.
29 мая президент объявила о создании национального центра по борьбе с пропагандой «Патриот» для «координации государственной политики в области информационной безопасности и борьбы с дезинформацией».
Создается антикоррупционный суд. Ведутся дебаты о слиянии центра по борьбе с коррупцией и антикоррупционной прокуратуры.
В апреле 2022 года заработала комиссия преветтинга, ее работа продлена до 30 июня. Формально полномочия комиссии сводились к проверке на неподкупность кандидатов в высший совет магистратуры и высший совет прокуроров, на деле же речь идет о чистках в судебной системе по принципу лояльности к PAS и лично к президенту.
Высший совет магистратуры, орган самоуправления судебной системы, стал инструментом политического манипулирования. Вопреки Конституции он уже состоит из 12 членов, среди которых только шестеро – судьи из судебной системы. Это четко указывает на потерю статуса, на превращение его в орган управления вразрез с законом о ВСМ №947/1996. И главное – ВСМ не в состоянии обеспечить независимость судей, что противоречит международным актам.
Цель реформы правосудия — поставить ее под политический контроль – просматривается во всех действиях PAS и ее лидеров, представителей в президентуре, парламенте, правительстве, судебных органах, КС. Большую заинтересованность в «реформе» проявляют так называемые партнеры по развитию, которые «заказывают музыку» и закрывают глаза на то, что привлекаются немыслимые деньги, но нет никакой прозрачности в их расходовании.
Виктор Пушкаш предсказывал провал реформы правосудия: «Она обречена на неудачу, потому как ее концепция, задачи, и цели постоянно менялись, потому что ее никто не собирается завершать, так как можно нескончаемо просить деньги и гранты, брать кредиты и тратить непрозрачно».
Маститый юрист четко указывал: «Структура государственной власти прописана в Конституции. И никоим образом не могут возникнуть вне правового конституционного поля какие-либо органы власти. Тем более они не могут появиться произвольно, одномоментно, когда какая-либо ветвь власти захотела этого. Создание новых структур или ликвидация тех структур, которые себя не оправдали, возможна только после изменения самой Конституции. Если создаются или ликвидируются министерства, агентства, центры, то это должно быть отражено в программе правительства, одобрено парламентом при выражении вотума доверия новому правительству. Ведь по закону правительство руководствуется программой деятельности, одобренной парламентом».
Итак, создание новых органов государственной власти возможно, но должно быть концептуально одобрено парламентом, и никоим образом не могут быть созданы органы власти как вне структуры исполнительной власти, так и вне программы правительства, одобренной законодательным органом. И это лидеры PAS должны были зарубить у себя на носу, прежде чем начинать какие-либо телодвижения. Время показало, что стали пророческими слова Виктора Пушкаша: «Конституция больше не принадлежит народу – она принадлежит узкому кругу людей, интерпретирующих и использующих ее по собственному желанию».
Марина ТИМОТИНА